Интенсивность и объем грузовых и пассажирских перевозок неуклонно растет с каждым годом. Соответственно возрастает нагрузка как на сами автомобильные и железные дороги, так и на сопутствующие искусственные сооружения. Кроме того, естественный износ конструкций, просчеты при проектировании, недостатки при изготовлении и строительстве увеличивают количество неисправных водопропускных труб.

В современных условиях на передний план выходят способы ремонта данных сооружений, не связанные с нарушением целостности дорожного полотна. Их можно условно разделить на две группы: ремонт существующей трубы и замена старой на новую. Остановимся подробно на каждой.

Суть SPR-метода заключается в навивке внутри диаметра ремонтируемой трубы так называемого лайнера из поливинилхлорида с последующим бетонированием пространства между полимерным рукавом и стенкой трубы. Другая современная технология, позволяющая выполнить ремонт водопропускных труб, называется санация. В трубу помещают сплошной гибкий полимерно-тканевый рукав из специального стеклокомпозита. При подаче сжатого воздуха он равномерно прилегает к внутренней поверхности трубы и затвердевает под воздействием источника ультрафиолетового излучения. Данный метод помимо снижения стоимости капитального ремонта увеличивает прочностные характеристики и повышает коррозийную стойкость ремонтируемой трубы.

Плюсы и минусы горизонтального бурения

Вторая группа методов применяется тогда, когда по каким-либо причинам ремонт старой трубы невозможен, и требуется прокладка новой. Технология замены методом горизонтального бурения применяется для труб различного диаметра, но не более 1600 мм. Ее положительные особенности: возможность круглогодичного выполнения работ и сокращение вдвое времени ремонта.

Другим способом является шнековое бурение с одновременным продавливанием стальной трубы-футляра. Шнековая буровая машина позволяет оборудовать скважины диаметром от 350 до 1860 мм. Данная схема не обеспечивает должной антикоррозийной защиты трубы-футляра. Рекомендуется укладывать внутри нее полимерный вкладыш. В результате получаются усиленные металлические водопропускные трубы с повышенной защитой.

Следующим методом, получившим широкое распространение, является прокладка труб при помощи микрощитового проходческого комплекса. У этой технологии два недостатка. Высокая стоимость комплекта оборудования и возможность устраивать трубы только одного диаметра.