Во время семинара в Чебоксарах, посвященного содержанию дорог, гостей возили на смотровые площадки. Они были разбиты прямо у трассы, а точнее сказать, у водопропускных труб. Что интересного, спросите вы, может быть в трубах? В обычных, действительно, ничего, а вот в тех, которые предложило ООО «РЭМИСС», интересного нашлось немало.

Предприятие работает на магистрали Нижний Новгород – Уфа уже третий год и прекрасно себя зарекомендовало. Летом этого года состоялась приемка двух отремонтированных РЭМИСС труб на дороге А-151 Цивильск – Ульяновск. На одной из них была использована технология металлической гофрированной сборной конструкции, а на другой – ремонт сделан спирально-навивочным методом. Обе технологии были показаны в рамках семинара.

Помимо этого, ООО «РЭМИСС» представило два совершенно новых технологических решения: свето-полимерный рукав для санации труб и пакерный метод для аварийного ремонта участка трубы, а если будет нужно, то и для полного ее восстановления.

Свето-полимерный рукав состоит из многослойного стекловолокна, при изготовлении которого используется только высококачественное, устойчивое к воздействию химикатов и коррозии стекло. РЭМИСС получает рукав в виде полуфабриката из Германии, с которой предприятие наладило тесное сотрудничество и куда специалисты фирмы периодически выезжают на семинары.

Из Германии свето-полимерный рукав (его еще называют «лайнер») при строго определенной температуре доставляют рефрижераторами в Чувашию. Он может быть разным по длине и диаметру, в зависимости от того, какую трубу планируется ремонтировать. Происходит это так: рукав затягивают внутрь трубы, укрепляют ремнями и с помощью компрессорной установки начинают закачивать в него воздух. Благодаря давлению в две атмосферы лайнер расправляется и плотно прилегает к стенкам ремонтируемой трубы.

Как же обеспечивается полное затвердевание материала, из которого состоит полимерный рукав? Ведь он, по сути, должен будет заменить собой трубу изнутри, принять на себя функцию пропуска воды.

Дело в том, что полимерно-тканевый рукав пропитан смолами, которые способны затвердевать от воздействия ультрафиолетового излучения. Поэтому после того, как рукав в трубе распрямлен, туда заводится устройство, снабженное ультрафиолетовыми лампами. Постукивая пальцами по внутренней поверхности уже отремонтированной трубы, генеральный директор ООО «РЭМИСС» Минхайдяр Юсупов рассказывает:

– Процесс затвердевания материала рукава уже не требует к себе пристального внимания, все происходит в автономном режиме. На пульте управления мы можем запрограммировать скорость прохождения источника излучения по трубе, а также давление воздуха в рукаве. Видеокамера, установленная на источнике ультрафиолетового излучения, позволяет следить за процессом.

В целом затвердевание материала занимает примерно один час. И этот час продлевает срок службы водопропускной трубы до 50–70 лет! Ведь ее прочностные характеристики увеличиваются в полтора раза, повышается коррозийная и химическая стойкость, исключается возможность разрушения трубы корнями растений.

Эта технология позволяет уменьшить срок ремонта с четырех месяцев до двух, причем работы производятся без закрытия движения и ограничения скоростей. Еще одним плюсом является то, что при использовании свето-полимерного рукава снижаются эксплуатационные затраты на содержание водопропускных труб, так как отпадает необходимость в обслуживании внутренней поверхности и лотка.

В сравнении с предыдущей технологией ремонт труб пакерным методом является более простым и совершенно незаменимым, если речь идет об аварийной ситуации. Трещины, вымывание швов, смещение звеньев, обрушение свода – все это часто требует конструктивного и, по возможности, недорогого решения. Пакерный метод из всех возможных – самый дешевый, так как для его осуществления потребуются только автомобильный компрессор, резиновый баллон соответствующего диаметра (пакер), специальная полимерная ткань и смолы для приготовления пропитки.

Ткань пропитывается эмульсией и наворачивается на пакер, диаметр которого меньше диаметра ремонтируемой трубы. Все это помещается в трубу, а затем с помощью компрессора в баллон нагнетается воздух. Таким образом, пакер плотно прижимает пропитанную ткань к внутренней поверхности трубы, и здесь формируется ее полимерный «двойник».

Не надо думать, что полученная полимерная труба малоэффективна. Толщина полимерной стенки может достигать десяти миллиметров, а ее несущая способность довольно высока – до 900 Н/см2. Используя эту технологию, специалисты ООО «РЭМИСС» ремонтируют участки труб длиной от 60 см до четырех метров, а при помощи стыковки «внахлест» возможно производить санацию участков неограниченной длины.

Преимуществ у новой полимерной трубы много. Во-первых, она не подвержена коррозии. Во-вторых, ее поверхность имеет очень высокую стойкость к истиранию, сравнимую со стальными трубами. Благодаря этим свойствам, отремонтированный трубопровод может служить до 50 лет! Этому также способствует то, что при выдавливании пропиточный композитный полимер, проникая в поры, трещины, каверны, щели стыков старой трубы, цементирует и герметизирует их. Кроме того, пакерный метод является единственной возможностью восстановить проходимость трубы «без траншеи», что экономически более выгодно.

Таким образом, слова генерального директора предприятия Минхайдяра Юсупова о том, что РЭМИСС нацелен на использование неизвестных направлений в инновациях, имеют свое конкретное воплощение. Именно поэтому, когда в ФКУ Упрдор «Волга» возник вопрос о реализации всеобъемлющей программы по ремонту искусственных сооружений, ответ нашелся один: «Конечно, РЭМИСС!»

РЭМИСС оправдал доверие – все водопропускные трубы с ремонтом оголовков, устройством русла и укреплением откосов были отремонтированы вовремя, а о качестве и говорить нечего – его лучше увидеть.